Выделка кож и изготовление из них бытовых изделий -
одно из давних занятий полещуков. В древнерусский
период бытовала уже довольно развитая техника и
технология обработки шкур животных, о чем
свидетельствуют археологические находки (фрагменты
обуви, упряжи, военного снаряжения, отдельные орудия
труда и пр.). Распространению этих занятий
способствовали обилие зверя в лесах, развитое
животноводство, а также климатические условия,
требующие теплой сезонной одежды и обуви.
С развитием
производительных сил и расширением торговых связей
кожи и меха стали непременной статьей экспорта в
Западную Европу. Так, в 1605 г. через Брест и Гродно
было вывезено в Польшу более 6 тыс. беличьих шкурок,
шуб бараньих, заячьих, лисьих, горностаевых,
бобровых, куньих - 1199 штук .
Уже в XVI в. жителям Волыни,
в том числе и Полесья, были известны такие кожаные и
меховые изделия, как «боты», «полуботики» (даже
сафьяновые), беличьи шубы, кожухи, широкие кожаные
пояса, калиты, мошны, сумки из юфти, барсучьей,
лосиной кожи, упряжь . Эти изделия изготовляли
городские ремесленники или сельские кустари, часть
была и привозных.
Наиболее
распространенными профессиями в данной отрасли были
кожевники («чинбарі», «гарбары»), скорняки («кушняры»,
«кожухарі»), сапожники («шевці», «шауцы») и шорники
(«лимарі», «рымары»).
На протяжении
столетий менялись формы кожевенного производства,
уровень и динамика их развития определялись уровнем
производительных сил и характером производственных
отношений каждой исторической эпохи. В XVI - начале
XVII в. в городах Полесья были основаны цехи
кожевников и скорняков. В феодальных владениях в
эпоху натурального хозяйства работали крепостные
мастера - кожевники, скорняки, сапожники.
В XIX в.,
особенно в последней четверти, кожевенное
производство Полесья развивалось как
фабрично-заводское и кустарно-ремесленное с
преобладанием последней формы. Типичными были мелкие
мастерские, в которых кроме хозяина работало двое -
четверо рабочих либо хозяин с членами семьи.
Среди
ремесленников было много таких, которые в связи с
незначительными размерами производства не
регистрировались и не вошли в списки занятых в
данном производстве. Например, в 1933 г. в одном
Сарненском уезде четвертая часть кожевников работала
без промышленного свидетельства. Для многих промысел
был подспорьем при основном занятии - сельском
хозяйстве.
В конце XIX -
начале XX в. среди основных видов кожевенных
промыслов заметное место занимал промысел,
базирующийся на выделке кож. В послереформенный
период кожевенное производство расширилось в связи с
повышением спроса мещан и зажиточной прослойки
крестьян на ременную сбрую, сапоги, кожухи и шапки.
Например, в 1863 г. в Брестском, Кобринском,
Пружанском уездах Гродненской губернии крестьянами и
мещанами ежегодно употреблялось до 50 тыс. штук
выделанных овчин.
Обработка
кожи и меха почти везде по числу занятых лиц и
валовому производству стояла на третьем месте после
таких доминирующих отраслей, как деревообработка,
изготовление одежды, и опережала группы обработки
шерсти, металлов, минералов и др. В восточной части
Украинского Полесья выделка кож наряду с
изготовлением изделий из дерева занимала первое
место, тогда как в северо-западных районах отходила
па четвертое. В начале XX в. обработкой кож в
Житомирском уезде было занято 1049 хозяйств, в
Новоград-Волынском - 973, Овручском - 419 48. На
западе Полесья в 30-е годы XX ст. кожевники работали
в уездах Ковельском - 302 чел., Сарненском - 316,
Костопольском - 191, Любомльском - 136 чел.
На Белорусском
Полесье кожевенные заводы с несколькими рабочими
находились в Пинском, Слуцком, Мозырском, Речицком,
Бобруйском уездах Минской губернии. Из 62 заводов
Минской губернии размещались на Полесье, больше
всего в Слуцком и Речицком уездах. Прочностью и
высоким качеством отделки славились мозырские кожи,
имевшие спрос в Польше и Пруссии. Мастерски об
рабатывали кожи в Брестском, Кобринском, Пружанском,
Слуцком, Давид-Городокском уездах.
Кожевники
выделывали, главным образом, различного рода
сапожный товар - «полувал», а также подошвенный
материал. В Житомире и Житомирском уезде занимались
выделкой «перчаточных» кож - замши и лайки. Наиболее
распространенной
была выделка юфти из шкуры крупного рогатого скота,
реже - лошадей и телят. Выделка юфти включала этапы,
известные и в других районах Украины, Белоруссии:
размачивание высушенных шкур и чистку,
выквашивание в ржаном растворе, для дубления
употребляли преимущественно
|
дубовую (реже лозовую) кору. Процесс дубления кож
был довольно примитивным: в мелких мастерских
очищенные от шерсти шкуры помещали в деревянное
корыто, посыпали сухой корой и заливали водой.
Процесс дубления подошвенного материала длился около
восьми недель и больше - в зависимости от качества
сырья. Отделка юфти включала смазывание кож
растительными или животными жирами, выравнивание и
разглаживание их. В восточной части Полесья «товар»
на передки сапог в конце выделки смазывали березовым
дегтем.
При выделке кож пользовались известными
среди кожевников инструментами: чистку
шкур, обезволашивание проводили на
установленной под уклоном колоде,
называемой повсеместно «кобилка» («столак»,
«козел», «кобилиця»). Сгоняли шерсть
тупым дугообразным ножом с двумя ручками
или косой, выравнивали и разглаживали
кожи гладилками или же специальными
прессами. Для золения и дубления кож
имелись отдельные деревянные чаны, бочки,
в более крупных мастерских - иногда и цементированные
ямы. |
Инструменты для
выделки кож.
1, 2, 3, 5 -
типы мял для выделки сыромяти, 4, 8 - «станок»,
«коса», ножи для чистки кож, 6,7 - типы
«ключей» для выделки овчин. |
|
На Полесье была довольно распространена также
выделка сыромяти. По технологии производства
сыромятная кожа в XIX - начале XX в. подразделялась
на две разновидности: скребеную и квашеную. Способ
выделки скребеной сырицы представляется более
древним. В этом случае размоченные шкуры золили (погружали
в водный раствор гашеной извести или посыпали сухой
золой), затем соскребали шерсть, чистили мездру и
приступали к следующему этапу - мятью. Применение
извести с целью обезволашивания шкур больше
характерно для западного Полесья. В восточном
Полесье, как правило, производили снятие шерсти без
предварительного золения. Для получения квашеной
сыромяти очистке шкуры предшествовала операция
квашения, т. е. в данном случае для облегчения
обезволашивания шкуры и ее размягчения применялась
не известь, а хлебная ржаная закваска. Другая его
разновидность, наиболее архаичная — отопреванне в
помете животных, так называемое «потение в навозе».
Оба эти метода сохранились в быту полещуков до
середины XX в. При этом, как показали полевые
исследования на Белорусском Полесье, использование
навоза является локальной особенностью восточного
ареала (в частности, на территории к югу от Припяти,
ограниченной Туровом, Петриковом, Ельском, а также в
окрестностях Лоева). Для всего западного Полесья
было
характерно хлебное
квашение. После золения или квашения кожу очищали от
шерсти и мезги косой или «стругом».
На Полесье
существовали различные способы и орудия мятья
сыромятной кожи, известные восточным славянам и
другим народам. Сыромятная кожа повсеместно
употреблялась главным образом для пошива конской
сбруи: гужей, вожжей, шлей, чересседельников,
постромков, шор, нарытников, уздечек, седелок, седел,
хомутов. Пошивом сбруи занимались шорники. В XIX -
начале XX в. они объединяли в своих руках оба вида
ремесла - сыромятное и шорное.
Основной
частью конской сбруи был хомут для одиночной и
параконной упряжки. Форма, отдельные детали хомута
определялись тем, с какими компонентами сбруи он
употреблялся. Если с дугой, что преобладало в
восточной части Полесья, тогда в клещах по бокам
делали сквозные дырки, служившие для крепления
хомута при помощи «гужей» к оглоблям. Если же хомут
употреблялся с шорами, тогда имелись металлические
кольца для постромков. В западных районах
Украинского Полесья бытовало несколько
разновидностей хомута для тяжелых
сельскохозяйственных работ: без крышек или без гужей
с постромками, крепкие «русские»; «краковские»,
употребляемые к шорам, с характерным украшением -
металлическими рожками в верхней части.
В Белоруссии и
восточной части Украинского Полесья повсеместно в
состав упряжки входили седелка и «чересседельник»,
служившие для поддержания оглоблей, хомута и дуги.
На
северо-восточной части Украинского Полесья седелка
появилась, очевидно, под влиянием русской упряжки с
дугой, так как для западной части она не типична.
Орудиями и
приспособлениями для пошива сбруи являлись пресс,
железные щипцы, молоток, нож, шило, игла, дратва и
пр.
Сыромять шла
также на пошив кожаной крестьянской обуви - кожаных
лаптей, особенно распространенных на Белорусском
Полесье («поршні», «пасталы», «маршчакі»). Кроме
того, у полещуков сыромять служила материалом для
изготовления многих бытовых и хозяйственных
принадлежностей - поясов, ременной витой веревки для
подъема бортника на дерево («лазіва»), кожаных
мешков для продуктов в дорогу и т. д.
Овчину и
шкурки зверьков выделывали скорняки. Главное место
занимала овчина, необходимая для пошива традиционной
верхней одежды крестьян. Скорняки Полесья занимались
только выделкой овчин, а кожухи шили портные. Лишь
изредка эти два занятия совмещались в одном промысле,
как это было принято в большинстве остальных районов
Украины. Известными центрами скорняжного промысла в
прошлом столетии были местечки Короп, Березно,
Борзнь, Олишевка, Семеновка на Черниговщине.
Производство кожухов концентрировалось в нескольких
крупных центрах, одним из которых была Новая Выжва
на Волыни. «Кожухарі» - портные Новой Выжвы работали
не только для местного рынка, но и были очень
известными в Белоруссии, Польше.
Выделка овчин
на Полесье производилась теми же способами, что и на
остальной территории Украины и Белоруссии.
Технологический процесс включал ряд последовательных
операций: размачивание, чистку, квашение, мягчение,
дубление, крашение.
Одна из
основных операций - хлебное квашение в кислом ржаном
(реже овсяном, пшеничном) растворе («квасе») с
добавлением соли.
Чистили мездру
самодельным ножом особой формы - «шкафой», закрепляя
овчину на специальной раздвижной раме («пяло», «прасло»,
«станок»). Мяли овчины полещуки, как и все славяне,
крюком деревянным, железным или комбинированным. На
западе Украинского Полесья некоторые скорняки (в
Ратновском и Заречанском районах Ровенской обл.) для
разминания овчин пользовались специальной скамьей с
вертикально закрепленным в ней острием. До второй
половины XIX в. традиционная выделка овчин на
Полесье, как и вообще у восточных славян,
проводилась без дубления — «набело». Дубление овчин
растительными веществами (отвар коры дуба, лозы, ели
и др.) стало распространяться на Полесье в конце
XIX- начале XX в. и особенно широко вошло в практику
с 30-х годов XX в. Дубление в кустарном производстве
осуществлялось двумя способами: простое (поверхностное)
и сквозное (в дубильном чане). Дубление или крашение
овчин на Украинском Полесье было более
распространенным в центрально-восточных районах. В
XIX в. Здесь применялась также черная «дубка»
сандаловым деревом, химическими веществами, которые
скорняки приобретали в лавках у скупщиков.
Выделка шкурок
зверьков (на пошив шапок, воротников) проходила в
основном те же технологические процессы, что и при
обработке овчин. Некоторая специфика отмечена в
инструментах для мездрения и отделки шкурок.
Сапожный
промысел по численности ремесленников занимал
первое-второе место и развивался преимущественно в
местечках, больших селах. Самым крупным центром
производства обуви на территории Украинского Полесья,
известным далеко за пределами этого региона, являлся
г. Семеновка на Черниговщине. В 1913 г. здесь
изготовлением обуви было занято около 4700
ремесленников. Семеновские сапожники развозили свой
товар по ярмаркам соседних восточных и южных районов
Украины, а также в Нижний Новгород, Орел, Брянск. И
после революции, когда постепенно увеличивалось
промышленное производство обуви, в 1924-1925 гг. в
Семеновке насчитывалось 790 сапожников, а их годовая
продукция составляла 7900 пар обуви .
В конце XIX ст.
в городах Борзнь, Короп, Новозыбков ежегодно
изготовляли до 25 тыс. пар сапог, которые сбывали на
местных ярмарках, возили на юг России, на Кавказ.
Сапожным промыслом занимались и в Радомышльском,
Житомирском, Новоград-Волынском, Ковельском,
Любомльском, Сарненском, Костопольском и других
уездах. Традиционным, известным еще с XVII ст.,
сапожным центром являлась Степань
Ровенского уезда. В
обзоре Минской губернии за 1875 г. сообщалось, что
сапожничество по числу занятых лиц (417 чел.) было
вторым среди ремесел. В 20-е годы XX в. максимальное
число сапожников (более 3 чел. на 1 тыс. жителей)
приходилось на Слуцкий, Бобруйский, Паричский,
Туровский, Копаткевичский, Калинковичский,
Королинский, Наровлянский, Юровичский, Брагинский, а
также на все южные районы Гомелыцины. Широкой
известностью пользовались сапожники Пинска,
Давид-Городка, Брагина. На 1 тыс. жителей
Брагинского района приходилось 9,9 сапожника.
Давид-Городокские сапожники в значительной мере
снабжали обувью население северо-западной части
Украинского Полесья (Ровенщину).
Наиболее
распространенными видами кожаной обуви являлись
юфтевые крестьянские сапоги («чоботи», «боти») и
ботинки. Древнейшим типом сапог на Полесье, как и на
всей остальной территории восточнославянских земель,
были выворотные сапоги, голенища которых выкраивали
вместе с головками. Их шили на прямой колодке, без
каблука и твердого задника. Сшитое наизнанку изделие
после увлажнения выворачивали на лицевую сторону,
расправляли швы и на «правилах» («кручках»)
придавали
нужную форму. Вытяжные сапоги («витяжки», «кручки»,
«выцяжю») с широкими одно- или двухшовными
голенищами бытовали включительно до XIX ст. В
последней четверти XIX в. (особенно с появлением в
продаже хромовых, шавровых кож) начали входить в
быт сапоги более сложною кроя с пришивными «головками»
(«пришви», «головки», «чоботи з шийками») .
В этот
период известны также рантовые сапоги, отличающиеся
от выворотных прежде всего способом крепления
подошвы с верхом: ее не пришивали дратвой изнутри, а
крепили снаружи деревянными гвоздями. Рантовые
сапоги считались щегольской
обувью, их носили
мещане. По селам вплоть до 40-х годов XX ст.
распространенными были «вытяжки» или «пришви».
Женские
ботинки («черевики», «полусапожки») вначале шили по
заказам шляхты и мещан, но в конце XIX - начале XX
ст.- и для зажиточных крестьянок - как праздничную
обувь. Характерными особенностями кроя этих ботинок
были высокие голенища (до половины голени), застежка
на кнопках или шнурках с пистонами, узкий носок и
средний каблук. Для пожилых шили ботинки на низких
каблуках и с низкими (до щиколотки) голенищами.
Мужские ботинки на резинках изготовлялись только для
горожан и сельской интеллигенции.
В XIX-XX ст.
на Полесье изменились не только виды кожаной обуви,
но и формы ее, конфигурация и размеры отдельных
деталей, а также приемы пошива. И только инструменты
для изготовления обуви отличались наибольшей
стабильностью - большинство из них дошли от
древнерусского периода до XX ст. без существенных
изменений. Традиционные колодки («копили», «правила»),
молотки, ножи, прямые и кривые шилья, клещи,
плоскогубцы, рашпили, долота, а также такие
материалы, как щетина, дратва, воск и другие
используются сапожниками и поныне. Исследование
показало, что в традиционном сапожничестве Полесья
не наблюдалось существенных локальных и региональных
особенностей.
В советское
время изменился удельный вес кустарного кожевенного
производства. В первые же годы советской власти была
поставлена задача кооперирования кустарных промыслов;
начали создаваться и государственные предприятия
нового типа. Однако в восстановительный период
ремесленно-кустарное производство (шорное и сапожное
- прежде всего) еще преобладало, особенно в сельской
местности наиболее крупных потребительских центров.
К началу 30-х
годов наблюдается тенденция возрастания
общественного сектора в ремесленном производстве.
Так, согласно переписи 1933 г., на территории
Белорусского Полесья было организовано в 1927-1929
гг. 10 овчинно-шубных, сапожных,
кожевенных мастерских.
В связи с
индустриализацией края и процессами урбанизации
традиционное кожевенное производство на Полесье, как
и повсюду, стало занятием спорадическим. В отдельных
деревнях колхозники в свободное время выделывают
овчины, меховые шкурки, пользуясь традиционными
рецептами и приемами. |